Что нужно знать родителям, дети которых с трудом пишут и читают
В последние годы появилось достаточно большое количество
школьников, которые с трудом осваивают родной язык как учебный предмет.
Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание
учиться, негуманитарный склад ума и т.п. В ряде случаев родители правы,
но подчас за этим стоят более серьезные вещи: физиологические,
психологические, неврологические и речевые проблемы. Трудности в
овладении навыками письма и чтения дефектологи называют дисграфией и
дислексией. И очень часто эти два диагноза стоят рядом. Если есть что-то
одно, то имеется и другое.
Дисграфия (от греческого "дис" - затруднение, нарушение,
отклонение от нормы; "графо" - писать, изображать) - частичное нарушение
процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся
ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры
слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении,
аграмматизмы на письме.
Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию
собственных мыслей с помощью определенного графического кода. Письмо -
сложнейший вид деятельности, в его формировании участвуют все отделы
коры головного мозга. Психофизической основой письма является
взаимодействие работы различных анализаторов - речедвигательного,
слухового, зрительного, рукодвигательного. При письме происходит
взаимодействие таких психических процессов как мышление, память,
внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя.
Процесс письма состоит из пяти психофизических компонентов:
1.Акустический (услышать и выделить звук).
2.Артикуляционный (уточнить звук, состав слова, установить последовательность звуков).
3.Зрительный (представление графического образа звука, перевод звуковой структуры в графические знаки).
4.Удерживание в памяти графических символов и их правильная пространственная организация.
5.Наличие устойчивого внимания, знание орфографических и пунктуационных правил.
При письме нужно произвести фонематический анализ слова,
соотнести каждую фонему с буквой, написать буквы в определенной
последовательности.
Процесс письма проходит несколько стадий: понимание того, о
чем будем писать, его программирование; оречевление и графический код.
Процесс письма фактически является обратным процессу чтения.
Написать слово значительно труднее, чем прочитать его.
Трудности в овладении письмом обусловлены тем, что либо каждый из
процессов, необходимых для написания слова, либо какая-то часть из них у
ребенка несовершенны. Недостаточность фонематического анализа
затрудняет процесс разделения слов на составные части и препятствует
точному распознанию каждого из выделенных звуков. Из-за недостатков
произношения трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Из-за
нарушения моторной сферы (недостаточная координация соответствующих
движений мышц пальцев, неустойчивость всей кисти руки и т.п.)
наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на
листе бумаги, строчке.
Начинать работу по профилактике дисграфий следует еще в
дошкольном возрасте. Уже тогда у ряда детей могут иметься предпосылки к
развитию в дальнейшем дисграфий. Если трехлетний ребенок говорит "ем
ложком" (по аналогии с "режу ножом"), то это укладывается в рамки
нормального речевого развития, т.к. здесь употребляется типичная для
русского языка форма творительного падежа, хотя и неправильная для
данного существительного. Но если ребенок говорит "ем ложкая", то это
выходит за рамки. В дошкольном возрасте речь идет об изжитии
аграмматизмов в устной речи детей, а при успешном решении этой задачи
они уже не появятся в письменной речи. Если же занятия с логопедом не
принесли должного результата, или ребенок не занимался с логопедом, и
родители видят огромное количество ошибок при письме ребенка, то следует
возобновить занятия (или начать их). Дисграфия не исчезнет сама, ее
нужно корригировать и исправлять.
Дислексия (от греческого "дис" - нарушение, отклонение от
нормы, затруднение и "лего" - читать) - это состояния, основное
проявление которых - стойкая, избирательная неспособность овладеть
навыком чтения. Стойкая неспособность овладеть слогослиянием и
автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается
недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат
нарушения специфических церебральных процессов ("церебро" - головной
мозг (лат.)), в целом составляющих основной базис навыка чтения.
Чтение - вид речевой деятельности, в процессе которого
буквенный код переводится в звуковой и осуществляется понимание
прочитанного материала. Психофизической основой процесса чтения является
взаимодействие работы зрительного, речедвигательного, слухового
анализаторов и таких психических процессов, как мышление, речь, память,
внимание, воображение. Чтение - это один из видов письменной речи,
являющейся более поздним и сложным видом, чем устная речь. Формируется
чтение на базе устной речи.
Уметь читать - это значит уметь:
- соотнести имеющиеся представления о зрительном образе речевой
единицы (слова, словосочетания, предложения) с увиденным (написанным) -
увидеть;
- соотнести зрительный образ речевой единицы с ее слухоречедвигательным образом - произнести;
- соотнести зрительный образ речевой единицы с его значением - понять.
Определяют четыре этапа чтения в зависимости от механизма процесса чтения:
1.Овладение звукобуквенными обозначениями.
2.Этап аналитического чтения, при котором единицей чтения является
буква-слог и понимание отстает от произношения (послоговое чтение).
3.Этап становления синтетических приемов чтения, при котором
единицей чтения является слово, а понимание приближается к произношению.
4.Этап автоматизированного (синтетического) чтения, единицей чтения
является словосочетание, предложение или абзац, а понимание опережает
произношение.
Умения, необходимые для успешного формирования процесса чтения:
- Сформированность фонематического восприятия (дифференциации и различения фонем).
- Сформированность фонематического анализа (выделение звуков из речи).
- Сформированность зрительного анализа и синтеза (определение сходства и различия букв).
- Сформированность пространственных представлений (лево - право,
верх - низ, большой - маленький, на, под, за, около, рядом и т.п.).
- Сформированность зрительного мнезиса (возможность запоминания зрительного образа букв).
- Сформированность связной устной речи (классификация предметов;
обобщение предметов; правильные и грамматически верные ответы на
вопросы; объяснение назначения предметов).
- Эмоциональная развитость ребенка (устойчивое внимание, умение
работать самостоятельно, быстрая переключаемость с одного задания на
другое, четкое выполнение инструкций взрослого и т.п.)
- Хорошо развитая мелкая и крупная моторика.
- Сформированность умения общаться со сверстниками.
В группу риска детей с дислексией попадают те школьники, у которых имеется:
- нарушение фонематического слуха;
- нарушение пространственного восприятия;
- нарушение взаимодействия между слуховыми, зрительными и
кинестетическими восприятиями и представлениями (движение, положение в
пространстве);
- нарушения поведения и работоспособности;
- плохое запоминание знаков;
- плохая дифференциация звуков и букв;
- плохое сливание звуков;
- трудности осуществления звукового анализа слова.
При дислексии одно и тоже слово ребенок может прочитать и
верно и неверно, ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит
по-новому. Многие дети трудности при прочтении пытаются обойти путем
угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть слова или на
сходство звучания, более старшие - на контекст. Понимание прочитанного
либо затруднено, либо полностью отсутствует (механическое чтение).
Встречаются и такие варианты дислексии, когда при очень
низком качестве техники чтения, большом количестве допущенных ошибок,
ребенок может довольно полно пересказать основное содержание
прочитанного. Встречаются и случаи противоположного характера: при
довольно беглой технике чтения ребенок почти ничего не понимает из
прочитанного.
Полностью устранить дисграфию и дислексию достаточно сложно,
но это не значит, что не нужно работать над этим. Следует обратиться за
помощью к нейропсихологу или логопеду-дефектологу, четко выполнять все
рекомендации специалиста и положительный результат обязательно придет.
Запишитесь на консультацию к логопеду, помогите вашему ребенку!!!