Рекомендации для родителей по выполнению домашних заданий по русской грамоте.
1. Ребенок должен отвечать на вопросы. Ответы нужно выучить наизусть.
Вопрос Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Ответ: Когда мы произносим гласные звуки, воздух на пути не
встречает преграду. А когда мы произносим согласные , то воздух на пути
встречает преграды( губы, зубы, язык)
Вопрос: Чем отличаются глухие согласные от звонких?
Ответ: При произношении звонких согласных мы слышим голос, а при произношении глухих, голоса не слышно.
Вопрос: Какие звуки называются сонорными?
Ответ: Это звонкие звуки, которые не имеют глухой пары.
2. Ученик 1 класса должен УМЕТЬ давать характеристику каждому
звуку русского языка. Для этого родителям необходимо по мере изучения
какого-то звука заучивать с ребенком наизусть его характеристику.
НАПРИМЕР: если сегодня мы изучили букву Н, то заучиваем
характеристику звуков н, нь. Ниже приводится характеристика каждого
звука, т.е. то что должен говорить ребенок.
А- этот звук гласный. Буква А служит для обозначения твердости
согласного звука.
О- этот звук гласный. Буква О служит для обозначения твердости согласного звука.
У- этот звук гласный. Буква У служит для обозначения твердости согласного звука.
Ы- этот звук гласный. Буква Ы служит для обозначения твердости согласного звука.
Э- этот звук гласный. Буква Э служит для обозначения твердости согласного звука.
И- этот звук гласный. Буква И служит для обозначения мягкости согласного звука
М- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий. Он сонорный.
Т- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук глухой.
Н- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий. Он сонорный.
Л- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий. Он сонорный.
С- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук глухой.
Р- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий. Он сонорный.
Ш- этот звук согласный. Бывает только твердым. Этот звук глухой.
К- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук глухой
П- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук глухой
Б- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий.
Г- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий.
Д- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий.
З- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий.
Ж- этот звук согласный. Бывает только твердым.. Этот звук звонкий.
В- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий.
Й- этот звук согласный. Бывает только мягким. Этот звук звонкий. Он сонорный.
Х- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук глухой.
Ц- этот звук согласный. Бывает только твердым. Этот звук глухой.
Ч- этот звук согласный. Бывает только мягким. Этот звук глухой.
Щ-. - этот звук согласный. Бывает только мягким. Этот звук глухой
Ф- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук глухой.
Я- эта буква обозначает два звука Й и А, если она стоит в начале слова,
после гласной или после ь и ъ. Если же эта буква стоит после согласного
она обозначает звук А и обозначает мягкость согласного звука
Е- эта буква обозначает два звука Й и Э, если она стоит в начале слова,
после гласной или после ь и ъ. Если же эта буква стоит после согласного
она обозначает звук Э и обозначает мягкость согласного звука
Ё- эта буква обозначает два звука Й и О, если она стоит в начале слова,
после гласной или после ь и ъ. Если же эта буква стоит после согласного
она обозначает звук О и обозначает мягкость согласного звука
Ю- эта буква обозначает два звука Й и У, если она стоит в начале слова,
после гласной или после ь и ъ. Если же эта буква стоит после согласного
она обозначает звук У и обозначает мягкость согласного звука
Таким образом в русском языке 10 гласных букв, но 6 звуков.
Ь и Ъ - это только буквы, звуков они не обозначают.
Ь- буква, которая служит для обозначения мягкости согласного звука или для разделения согласного и гласного звуков
Ъ- служит только для разделения согласного и гласного звуков.
3. Ребенок, зная характеристику каждого звука должен уметь
делать звуко- буквенный анализ слова. Т.е. уметь выделять каждый звук в
слове, находить ударный и безударный гласный звук ( ударный- гласный на
который падает ударение, безударный- это остальные гласные в слове ,на
которые не падает ударение. Обычно безударные гласные в слове слышатся
не четко – СН(Е-И)ГА , Д(А-О)МА)
ПРИМЕР звуко-буквенного анализа слова:
ФИЛИН - ребенок должен говорить так:
В слове ФИЛИН 2 слога, ФИ-ЛИН. Первый слог ударный. Первый звук ФЬ-
мягкий согласный, глухой, рисуется зеленым цветом. Второй звук И- он
гласный, ударный( красным цветом(. 3-й звук Ль- мягкий согласный,
звонкий( зеленый). 4-й звук И- гласный безударный( красным цветом).
Последний звук Н- твердый согласный , звонкий( синим цветом) Итог- в
слове ФИЛИН 3 согласных, 2 гласных звука.
4. Ребенок должен ежедневно читать 2-3 раза в день небольшими
порциями( по 10-15 мин). Детям , которые читают хорошо можно увеличить
время чтения. Обязательно ребенок должен пересказать прочитанное.
Если ребенок затрудняется пересказывать, то он должен пересказывать по
предложениям: прочитал одно предложение- пересказал, прочитал-
пересказал. Затем постепенно порция прочитанного увеличивается: прочитал
абзац- пересказал.
5. Ребенок должен уметь строить содержательные предложения. Т.е.
подбирать прилагательные. Для этого полезно составлять в день хотя бы по
1 предложению на любую тему и «Одевать» это предложение.
Например: Ребенок составил предложение Мама пошла в магазин. А теперь
наводящими вопросами попробуйте добавить к каждому слову пояснения
«одеваем предложение» : Когда мама пошла в магазин? В какой магазин? Как
пошла? Должно получиться предложение типа: Вчера вечером мама нехотя
пошла в продуктовый магазин.
Так « одеть» можно любое простейшее предложение. Ежедневное « одевание»
хотя бы одного предложения поможет быстро развить речь Вашего ребенка.
Так же полезна игра в прилагательные. Вы придумываете для ребенка
существительные, а он должен как можно больше подобрать к ним
прилагательных.
6. При овладении письмом.
Ребенок должен уметь правильно писать буквы, не выходя за строчку. Отличать заглавную букву(большая) от строчной(маленькая).
Ребенок должен правильно соединять буквы:
Если последующая буква начинается писаться сверху, значит соединяем верхним соединением.
Если последующая буква начинается снизу, то соединяем нижним соединением.
Строчные буквы о , а начинаем писать снизу
Ребенок должен уметь списывать с печатного текста.
Ребенок должен уметь писать письменным шрифтом под диктовку простые слова и слоги.