Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 3 класса
Требования к математической подготовке учащихся
По разделу "Изучение чисел"
Иметь представление: - об основных принципах построения десятичной позиционной системы счисления; - о соотношении между разрядами и классами; - о ряде целых неотрицательных чисел, его свойствах и геометрической модели этого ряда (числовом луче); - о различных системах письменной нумерации натуральных чисел (использование различных знаков и способов образования чисел); - о дробных и смешанных числах, их математическом смысле, связи с натуральными числами и о расположении этих чисел на числовом луче. Знать: - термины: дробь, числитель и знаменатель дроби, их математический смысл. Уметь: - прочитать и записать любое натуральное число в пределах класса тысяч, определить место каждого из них в натуральном ряду; - установить отношения между любыми изученными натуральными числами и записать эти отношения при помощи знаков; - прочитать и записать дробные числа, числитель и знаменатель которых не выходит за пределы изученных натуральных чисел; - представить любое изученное натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых.
По разделу "Изучение действий"
Иметь представление: - о смысле операций сложения, вычитания, умножения и деления; - о взаимосвязях между изученными математическими действиями; - о сложении и вычитании дробей и смешанных чисел с одинаковыми знаменателями; - о зависимости изменения результатов действий при изменении одного и двух компонентов. - о выражениях с одной переменной и об их значениях при заданных значениях переменной; - об уравнениях, требующих при решении более одного тождественного преобразования; - о решении неравенств подбором и на основе решения соответствующего неравенству уравнения. Знать: - законы и свойства арифметических действий; - таблицы сложения и умножения; - порядок выполнения действий в сложных выражениях со скобками и без скобок. Уметь: - выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе использования законов и свойств этих действий и таблицы сложения; - выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное число на основе использования законов и свойств этих действий и таблицы умножения; - находить значения сложных выражений, содержащих 2-4 действия; - выполнять сложение и вычитание дробей и смешанных чисел с одинаковыми знаменателями. - найти значение выражения с переменной при заданном ее значении (сложность выражений 1-3 действия); - решать уравнения, требующие 1-3 тождественных преобразования на основе взаимосвязи между компонентами действий; - находить решения неравенств с одной переменной подбором и на основе решения уравнений.
По разделу "Изучение элементов геометрии"
Иметь представление: - об окружности и круге, их связи и различии этих понятий; - о радиусе и хорде окружности; - о диаметре и его свойствах; - о масштабе и его использовании для изображения различных объектов; - о различных способах изображения объемных тел на плоскости; - о поверхности объемных тел и об их развертках. Знать: - свойство радиусов одной окружности; - соотношение между радиусом и диаметром окружности. Уметь: - построить прямоугольник с заданной длиной сторон; - построить прямоугольники, имеющие одинаковый периметр и разную длину сторон; - построить окружность заданного радиуса при помощи циркуля; - определить истинные размеры по его изображению в заданном масштабе; - определить масштаб по истинным размерам и размерам на изображении объекта; - определить размеры изображения объекта по истинным его размерам и заданному масштабу.
По разделу "Изучение величин"
Иметь представление: - об измерении величины углов как операции сравнения их с произвольной меркой; - о площади и об ее измерении как операции сравнения с произвольной меркой. Знать: - единицу длины - километр и соотношения 1км=1000 м, 1м=1000 мм; - единицы измерения площади - квадратный миллиметр (мм2), квадратный сантиметр (см2), квадратный дециметр (дм2), квадратный метр (м2), квадратный километр (км2) и соотношения 1см2 = 100 мм2, 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; - единицу измерения времени -век; - единицу измерения углов - градус и его обозначение (1°). Уметь: - определить площадь прямоугольника по его длине и ширине, используя формулу; - выразить длину, массу, площадь измеряемых объектов, используя разные единицы измерения этих величин в пределах изученных отношений между ними; - выразить время, используя различные единицы его измерения и изученные соотношения между ними.
По разделу "Работа с задачами"
Иметь представление: - о разных вариантах формулировки одной задачи; - о разных формах краткой записи задачи; - о разных способах оформления решения задачи. Уметь: - составить задачи, обратные данной; - выполнить краткую запись задачи одним из изученных способов; - преобразовать задачу с недостающими или избыточными данными в задачу с необходимым и достаточном количеством данных; - преобразовать данную задачу в более простую; - выбирать и обосновывать выбор действия при решении простой задачи; - выбирать действия и их порядок и обосновывать свой выбор при решении составных задач в 2-3 действия.
Минимальный базовый уровень
Различать: - периметр и площадь прямоугольника; - окружность и круг. Воспроизводить по памяти: - табличные случаи умножения и деления. Решать практические задачи: - читать и записывать цифрами в десятичной системе счисления трехзначные натуральные числа и называть их в порядке возрастания и убывания; - сравнивать целые неотрицательные числа в пределах 1000; - сравнивать длину, массу, время, площадь; - выполнять сложение и вычитание чисел в пределах тысячи без перехода через нее; умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число в случаях получения результата, не выходящего за пределы трехзначных чисел; - находить значение числового выражения в 2-3 действия, записанного со скобками и без скобок, используя правила порядка выполнения арифметических действий; - решать текстовые задачи в 2 действия.
Учащиеся должны знать: предложения по цели высказывания и интонации (повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные); главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения; однородные члены предложения; состав слова (корень, приставку, суффикс, окончание); правописание парных согласных в корне; правописание непроизносимых согласных; правописание слов с двойными согласными; изменение имен существительных по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму имен существительных, три склонения имен существительных, падежные окончания; правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, вещь, сторож, плащ); имя числительное, правописание количественных числительных.
Учащиеся должны уметь: распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации, ставить в конце предложения нужные знаки препинания; устанавливать связь слов в предложении; распознавать предложения с однородными членами; выделять главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды); производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить разбор слова как части речи в пределах изучаемого материала); производить разбор слова по составу; обозначать парные согласные в корне; писать слова с непроизносимыми согласными; писать слова с двойными согласными; изменять имена существительные по падежам; склонять существительные, писать падежные окончания существительных в форме единственного и множественного числа; писать имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце; писать диктанты различных видов (слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, выборочные и т.п.); использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения; пользоваться словарями и справочной литературой.
Учащиеся должны иметь общее представление: об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным; о функциональных особенностях фольклорных жанров; об общих корнях и путях развития литературы разных народов; о следах обряда и мифологических мотивах в фольклоре и литературе; об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке.
Учащиеся должны знать: наизусть 10-12 стихотворений разных авторов по выбору ученика; имена 4-5`классиков русской и зарубежной литературы, 4-5 современных писателей (поэтов) и названия их произведений, прочитанных в классе; 2 периодических литературно-художественных и публицистических издания. Учащиеся должны уметь: читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 80 - 90 слов в минуту; различать жанры детского игрового фольклора, малые жанры фольклора; находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе; находить фольклорные мотивы и приёмы устного народного творчества в авторских произведениях; эмоционально воспринимать характеры героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; сравнивать своё и авторское отношение к герою; рассказывать о любимом литературном герое.
Устанавливать связи: Внутри природных сообществ: между растениями и животными, между разными группами животных; Между деятельностью человека и условиями его жизни в разных природных зонах; Между условиями жизни человека в разных природных зонах и устройством его быта (строения, одежда, питание).
Владеть общеучебными умениями (в рамках изученного): Проводить наблюдения за природой родного края ( на примере одного из сообществ); Оценивать устное высказывание одноклассников по его соответствию обсуждаемой теме, полноте и доказательности; Уметь выделить главное в письменном тексте.
Знать: Состав и свойства почвы; Характерные признаки сезонов года родного края; Названия основных сообществ ( лес, луг, водоем); Названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных; Названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных; Особенности природы своего края; Правила поведения в природе; Имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир и Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван Грозный, князь Д. Пожарский и К. Минин.
Уметь: Понимать условный язык карт и планов, пользоваться масштабом; Находить на физической карте России природные зоны; Характеризовать природные зоны и природные сообщества России; Узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые; Приводить примеры растений и животных природных зон и природных сообществ (2-3 объекта); Фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней.
Школьникам, обучающимся по данной программе, предоставляется возможность овладеть следующими дополнительными умениями и знаниями: Осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп). Иметь представление об истории человека в древние времена. Знать имена исторических лиц древности: Аристотель, Александр Македонский; имена зарубежных ученых и путешественников: Ф. Магеллан, Х. Колумб, Н. Коперник, И. Ньютон. Иметь представление об истории родного края.