·Сопровождайте ваши слова ласковыми прикосновениями к ребенку, объятиями, поцелуями.Старайтесь получать радость от теплых слов, сказанных другим.
·Хвалите не за отдельные оценки, а за старательное выполнение уроков или активную работу в классе. Ребенку важно осознавать, что вы цените его заслуги, а не щедрость учителя.
·Подчеркивайте значимость для вас и для ребенка отдельных событий его жизни, например: «Теперь ты у нас второклассник – совсем взрослый и самостоятельный мальчик!»
·Не акцентируйте внимание ребенка на отрицательном результате, если у поступка были благие намерения. Хвалите за желание что-то сделать, интересные идеи и любознательность.
·Нельзя реагировать молчаливым одобрением на хорошие поступки ребенка, а на плохие проступки бурно высказываться.
·Можно хвалить не только за заслуги, но и за то, что он «умный, красивый, талантливый, добрый ребенок».
·Не портите ребенка: он не должен получать всего, о чем просит.
·Не бойтесь проявлять твердость к ребенку.
·Не делайте за него то, что ребенок может сделать сам.
·Не делайте ребенку замечаний в присутствии других людей.
·Не обсуждайте учителей в присутствии детей.
·Проводите свободное время с ребенком с пользой: с книгой, с интеллектуальной игрой, на рыбалке, на охоте, в театре, в музее…
·Часто, требуя хороших оценок, родители не замечают реальных успехов ребенка, его умений и способностей.
·Гонорары за учебные достижения тоже, в принципе, возможны. Но именно за достижения: подготовку доклада, проекта, исследования, отнимавшие все свободное время в течение месяца, победу на соревнованиях, тоже достигнутую трудом и усердием.
·Платить за любую пятерку имеет смысл лишь в том случае, если вы хотите навсегда отбить у ребенка охоту к учебе. Ведь то, за что нам платят постоянно, воспринимается как скучная обязанность, а не любимое дело.
Нельзя хвалить:
·Когда он что-то не успел или не смог доделать, и похвала служит лишь способом переключения ребенка на другое занятие: «Ну, молодец, молодец, хватит уже!»
·Когда вы хотите польстить, чтобы добиться какой-то своей цели. Неискренность рождает недоверие. В другой раз ребенок вам не поверит.
·Когда стремитесь успокоить ребенка и противопоставляете его обидчику. Это лишь усугубит конфликт между детьми.
·Когда вы хвалите школьника за то, за что недавно ругали при других обстоятельствах.
Фразы родителей по поводу низких результатов:
·Ничего, не расстраивайся, у нас есть еще время все исправить.
·Ты ведь у меня умница, в следующий раз учительница в этом убедится.
·Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь еще раз сделать самостоятельно?
·Давай попробуем разобраться вместе в том материале, который для тебя так труден.
·Знаешь, когда я была маленькой, мне тоже этот материал давался с трудом.
·Давай еще раз заглянем в учебник. Я думаю, нам это поможет.
·Важен не высокий результат, а ЗНАНИЯ, которые ты приобрел.