На улице солнце, на пруду народ прыгает с разбегу бомбочкой, товарищи
гоняют на велосипедах. А на столе тяжким грузом лежит список литературы,
которую нужно прочитать за лето. Такие списки дают даже самым маленьким
школьникам. Ребенок смотрит на список в надежде, что его унесет ворона.
Задача родителей - помочь, а не заставить прочитать нужные книжки,
считает детский психолог Наталья Гришаева.
Очень часто в списках есть книжки, которые некоторым ребятам в силу
возраста или развития читать рано. И это нормально. Для кого-то «Война и
мир» - классный боевик, для кого-то - роман про любовь,
а кому-то все это совершенно неинтересно! Просмотрите список сами. Вы
знаете свое чадо! Выберите книжки, которые ваш школьник сможет с
интересом прочитать сам. Остальные произведения возьмите на себя.
Прочитайте и перескажите своими словами. Можете подробно, можете,
опуская сложные подробности. Пересказывайте не слово в слово, а как
историю, адаптируя к детскому пониманию и восприятию, чтобы не испортить
впечатление. Очень важно, чтобы книжка попала в нужный возраст.
Когда я была маленькая, папа, пока мы гуляли по лесу в поисках грибов,
рассказывал мне потрясающую сказку про то, как собака превратилась в
человека. Потом я с удовольствием читала «Собачье сердце» Булгакова. Но
тогда папа рассказывал, как пес мечтал о косточке и обожал своего
хозяина, но не вдавался в подробности политических игр и не говорил о
пристрастии Шарикова к алкоголю. И правильно! Впечатление от
произведения не было испорчено. А вот после прочтения «Муму» по школьной
программе я не спала три ночи и жутко переживала. Так что достаточно
рассказать ребенку, как мужчина утопил собачку, чтобы потом любое
произведение Тургенева не пошло дальше первой страницы.
Чаще читайте вслух. Например, Пушкина или Тургенева можно читать всей
семьей. Вы получите от прочтения не меньше удовольствия, чем ребенок.
Кроме того, вы сможете поставить акценты правильной интонацией, сможете
объяснить по ходу чтения все непонятное. А главное - вы проведете время
вместе, у вас будет общее занятие. И потом вы сможете обсудить
прочитанную книжку.
СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ
Главное - заинтересовать
Иногда у детей бывает предубеждение: то, что задано в школе, не может
быть хорошим и интересным. В таком случае расскажите ребенку самый
интересный эпизод книжки из внеклассного списка, но не называйте книжку.
А если школьнику понравится и он спросит, откуда этот эпизод,
доставайте книжку и открывайте карты.
Если удастся заинтересовать юного читателя каким-нибудь отрывком, предложите, чтобы всю книжку ребенок прочитал сам.
Расскажите свое детское впечатление от книги. «Когда я прочитал «Вий»
Гоголя, я начал бояться привидений…» или «Когда я читал «Капитанскую
дочку», я так влюбился в Машу, что и тебя, свою дочку, решил назвать
Марией…»
Самые сложные, но важные и нужные книжки можете читать детям вслух
перед сном. Ребятня никогда не хочет укладываться в кровать и готова на
любую форму досуга - даже послушать школьную книжку, лишь бы не спать!
Покупайте фильмы, снятые по классическим литературным произведениям. Но
сначала смотрите сами и выбирайте самый удачный, если есть несколько
фильмов. Например, по «Войне и миру» самый правильный фильм
отечественный. А творчество Шарлотты Бронте можно смело изучать по
голливудским экранизациям.
Аудиокниги - тоже подходящий вариант. Только обязательно проверяйте,
что остается в голове у ребенка после прослушивания. Возможно, ваше чадо
плохо воспринимает на слух и забывает все, что услышало, к вечеру.
Аудио-книги хороши для дальних поездок и машины, когда вы можете слушать
диск вместе, а потом обсуждать.
Дети любят ходить в кино. И если найдете в кинотеатрах фильмы по
школьной программе, сходите с ребенком, прежде чем подсунуть ему книжку.
Но главный совет - не заставляйте читать! Наказаниями, угрозами и
запретами («Пока не прочитаешь, гулять не пойдешь!») вы только отобьете
всякое желание брать в руки книжку.