«Наша 11-летняя дочь стала очень властной.
Она командует всеми своими друзьями и считает, что все должно быть
только так, как ей хочется. Она сама решает, на какой фильм они с
друзьями пойдут в кинотеатр, и добивается этого, как только может, даже
если не все «за»; она рассказывает, с кем кому лучше дружить или не
дружить, — потому что ЕЙ не нравится. Дома младший брат не имеет права
раньше нее взять лакомство, потому что первая должна выбрать она, так
же с игрой на компьютере или просмотром телевизора. Сначала я
успокаивала себя, что это неплохо, все задатки лидера, но теперь это
переходит границы. Вижу: если она не остановится, то из-за этой
чрезмерной самоуверенности растеряет всех друзей. Стараюсь с этим
бороться, но не знаю как». «Раз у меня получается добиться своего, значит, это хорошо,
значит, друзья меня уважают. А брат как хотел? Чтобы я ему уступала,
потому что он маленький? Хватит того, что ему родители во всем
потакают, пусть знает, что бывает и по-другому».
Комментарий психолога Властные дети как бы назначают себя командирами. Они
устанавливают правила и определяют тактику, они практически не
обременяют себя выслушиванием предложений других, особенно сверстников.
И хотя в будущем такие диктаторские замашки могут стать задатками
сильного лидера, оставлять все как есть не стоит, ведь сейчас они
просто непонятны своим сверстникам. Кроме того, стремление доминировать
может быть признаком незащищенности, низкой самооценки, потребности в
одобрении и даже неумения общаться. Конечно, вы не в состоянии в корне
изменить властный дух ребенка, но можете научить его считаться с
мнением других детей-подростков.
Шаг 1 Тщательно разберитесь в поведении подростка. В чем бы ни была
причина его властного поведения, главное — чтобы он отдавал себе в этом
отчет. Понимает ли ваша дочка (сын), что ее (его) деспотичность не
приветствуется и даже отталкивает? Подумайте, как объяснить ей это
таким образом, чтобы она сама была заинтересована умерить свое
командирское поведение.
Шаг 2 Уловите момент, когда ребенок ведет себя правильно, и
хорошенько похвалите его (не удивляйтесь, этот метод одинаково
действенный и для младших школьников, и для подростков) — поощрение
всегда стимулирует к тому, чтобы почаще так себя вести (опять же,
ожидая похвалы). Шаг 3 Применяйте «бабушкино» правило. Это простое правило
срабатывает всегда и делает отношения справедливыми: «Если ты
разрезаешь пирог, то другой человек выбирает себе кусок». Это правило
применимо во многих случаях: например, если один выбирает игру, то
другой ее начинает, если один разливает лимонад, то другой выбирает
себе стакан.
Шаг 4
Смена ролей. Командирам надо дать понять, что их поведение —
неуважительное, а зачастую и причиняет боль. Поэтому предложите дочке
(сыну) представить себя саму на месте постоянно подчиненной:
«Представь, что ты — это Таня-Маша-Света, которой подруга постоянно
диктует, что делать, что не делать, что можно, а что нельзя. О чем,
по-твоему, она сейчас думает? что чувствует? любит и уважает свою
командиршу?» Шаг 5 Предложите бросать жребий, чтобы никому не было обидно. Да, не
каждый случай для этого подходит, но пусть хотя бы иногда ребенок этим
пользуется. Это своего рода компромисс для властного подростка — с
одной стороны, не надо никому уступать (а на это как раз обычно труднее
всего пойти «командиру»), ведь все на равных условиях, а с другой — у
остальных участвующих в жребии появляется такой же шанс, и они уже не
выступают в роли «подчиненных».
Шаг 6 Объясните, что нужно соблюдать очередность. Это хорошо —
всегда быть первым, но не надо при этом жестко подавлять и ущемлять
окружающих. Ведь хотя в своем маленьком кругу он — командир, не
исключено, что в новом будет считаться выскочкой. Объясните ему, что во
многих случаях, чтобы тебя признавали первым, надо сначала уметь «стать
в очередь». По данным Центра клинических исследований детства,
эмоциональные и социальные способности детей — более надежные
показатели, прогнозирующие будущие успехи, чем объем информации,
которой владеет ребенок. Намного важнее, чтобы он умел контролировать
переп
ады настроения, умел ждать и соблюдать очередность.