Тема классного часа: «Образование в разных странах»
Цель: познакомить обучающихся с образованием детей в разных странах; показать роль знаний в жизни человека.
Задачи:
Развивать умение работать в группе;
Воспитывать патриотические чувства, толерантность, уважение к традициям разных народов.
Материалы: презентация, 5 цветовых карточек (белая, черная, желтая и зеленая), 5 карточек с текстами.
Ход занятия
1. Орг.момент
2. Сообщение темы и цели занятия.
Школа, здравствуй!
Идем за знаньями в поход.
Сегодня праздник,
Школьный праздник!
Встречаем мы учебный год!
Какой сегодня праздник? Почему именно 1 сентября отмечают у нас в стране День Знаний? (Предположительные ответы детей)
Праздник знаний встретил нас
И повел в любимый класс.
Мы за парты сели дружно,
Все на свете знать нам нужно!
Точная дата появления традиции начинать учебу с 1 сентября неизвестна. Вероятно, значение имел наш климат: все-таки холодные осенние каникулы приносили бы детям гораздо меньше радости и пользы, чем теплые летние. В общем, традицию начинать учебный год по старинке 1 сентября оставили нетронутой. Вот почему именно 1 сентября дети идут в школу – потому что раньше этот день был первым днем не только учебного, но и календарного года!
Согласно сухим данным статистики, 40 000 000 человек, живущих на территории России – это школьники, студенты и их преподаватели, а остальные 100 миллионов – их родственники. Вот и получается, что День Знаний — праздник общенародный, когда 40 миллионов идет в школу или университет, чтобы учить других или учиться самим, а их мамы, папы, дедушки и бабушки ждут их дома, или провожают до места событий, сопереживают, одним словом. Сегодня все, даже не самые прилежные ученики, ощущают себя на пороге чего-то нового и важного.
Во всех ли странах сегодня День Знаний? (Предположительные ответы детей)
«Знание – сила!» – сказал Юлий Цезарь, и заставил поверить в это все человечество. А между тем, первого сентября в школу отправляются не во всех.
В Узбекистане, например, 1 сентября уже который год отмечается День Независимости, и дети получают дополнительный день отдыха, а в школу идут лишь второго.
На исторической родине Юлия Цезаря, то есть в Италии, дети пойдут в школу только через месяц – 1 октября.
А греческие дети уже давно учатся — учебный год начался 12 августа.
А вот во Франции, кажется, каникул больше, чем учебных дней. Более того, единого для всей страны «дня знаний» нет. В некоторых городах начало учебного года приходится на 1 сентября, в других – может начаться и 15. Либералы, одним словом. Зато школьный портфель у них весит по 15 кг: там 5-6 учебников, 2 тетрадки на предмет, пенал, плюс у девочек – увесистая косметичка…
В Австралии учиться начинают 1 февраля. Почему? (Потому что у них все наоборот: 1 февраля у нас зима, а у них лето)
Какие особенности школьной жизни в других странах?
Тема классного часа «Образование в разных странах». (слайд 1)
Зачем мы будем изучать эту тему? (Интересно узнать, когда начинается школьная жизнь у ребят в разных странах, какие правила действуют у них в школах, какие предметы изучают…)
Сегодня мы узнаем о школьной жизни (слайд 2)
В Японии, Англии, США, Германии и Дании.
Может быть, вы что-нибудь уже знаете об образовании в этих странах из книг, телевизионных передач, от знакомых? (Варианты ответов детей)
Давайте отправимся в путешествие по школам этих стран.
3. Работа в группах.
Класс делится на 5 групп по количеству стран. Каждой группе-«стране» выдается карточка-текст (Приложение 1), в которой собраны сведения об условиях учебы школьников данной страны. Затем дети в своих группах изучают содержание карточек, обсуждают, готовятся к выступлению.
Давайте вспомним правила работы в группах.
1. Учись выслушивать каждого члена группы.
2. Не бойся выдвигать свое мнение, даже если оно может оказаться ложным.
3. Одна голова хорошо, а две лучше.
4. Умей идти на компромисс, учись уступать.
Через определенное время (например, 8-10 минут) учитель раздает цветовые карточки. Каждая группа поочередно рассказывает изученный материал (1 группа – «Белая» - выступает не более 3 минут). (Слайды 3-4)
Все остальные внимательно слушают и затем анализируют (не более 3 высказываний):
2 группа – «Черная» - называет отрицательные моменты (Что вам не понравилось в школах…?).
3 группа – «Желтая» - называет положительные моменты (Что вам понравилось?)
4 группа – «Синяя» - обобщает, делает выводы (Какие моменты школьной жизни данной страны были бы полезны и для российских школ?)
5 группа – «Зеленая» - дополняют 2, 3 и 4 группу (Что можете добавить?)
Затем цветовые карточки (Приложение 2) передаются по кругу следующей группе так, чтобы в каждой команде сменились все цвета за всю игру, т.е. каждая группа будет в разных ролях (Выступающие, Пессимисты, Оптимисты, Оценщики, Дополняющие)
Аналогично выступает следующая «Белая» группа, а остальные слушают и анализируют и т.д. (Остальные слайды)
4. Вывод.
В какой стране вам больше всего понравилась школьная жизнь? Почему? (Варианты ответов детей)
Поправьте меня, если я не права, но мне кажется, в нашей стране самая лучшая школьная жизнь! У нас с вами — самый разумный график учебы и отдыха.
Игра «Закончи фразу»
Поступают в школу дети с … (7 лет)
Учатся всего… (11 лет)
В 1 классе оценок … (нет)
Со 2 класса задаются … (домашние задания)
Проверка знаний осуществляется с помощью… (контрольных работ)
Продолжительность урока … (45 минут)
В школе есть … (столовая, библиотека, группа продленного дня, кружки, секции)
Летние каникулы длятся… (3 месяца)
И на отсутствие праздников нам тоже грех жаловаться. Летом отдохнули мы с вами на славу, а теперь – пора и делом заняться.
Желаю в Мир Знаний доброго пути,
С друзьями этот путь пройти.
Пусть каждый день ваш будет светлым,
Пусть ваше сердце будет щедрым.
От всей души желаю счастья,
В учёбе радостных побед,
Желаю жить, не унывать,
И пятерки получать!
Что нового интересного узнали? Что удивило?
Как вы оцениваете свою работу, своей команды?
Если вы заинтересовались образованием в других странах можно найти информацию в энциклопедиях, в интернете.
Марина Михайловна! Очень понравилось содержание сценария классного часа - познавательно, увлекательно, интересно! Обязательно воспользуюсь на уроке. Большое спасибо!!!