Интегрированный урок по литературному
чтению и музыке
4 класс (система Л. Занкова)
Тема:
«Каждый понимает счастье по-своему. У каждого оно своё…» (К. Паустовский)
Цель: Обучающиеся
должны познакомиться с творчеством знаменитых людей, уметь чувствовать, видеть,
слышать мысли авторов; учиться высказывать свои мысли, обосновывать свою точку
зрения.
Задачи:
üразвивать художественный вкус, любовь и интерес к
чтению, классической музыке.
üформировать творческое воображение через умение представлять
картины.
üвоспитывать внимательное отношение к авторскому слову.
Оборудование:
портрет Э.Грига, К. Паустовского, музыка Э.Грига «Утро», «Концерт для
фортепиано с оркестром», «Песнь Сильвейг», презентация.
Ход урока.
1.Орг. Момент.
1 слайд «Каждый понимает счастье по-своему. У каждого оно
своё…»
К. Паустовский
звучит музыка Э.Грига «Утро»
2.Сообщение темы и цели урока.
Какая тема урока?
Верите ли вы в счастье?
Что такое, по-вашему, счастье?
Почему
урок литературы мы начали с прослушивания музыки?
Что
вы представили?
Как вы думаете, можно ли увидеть, или
услышать, или почувствовать счастье, слушая музыку?
Поставьте цель урока. Чему мы будем
учиться?
3.Знакомство с творчеством Э. Грига.
2 слайд«Волшебник и великий музыкант».
О ком эти слова?
В конце урока мы проверим ваше мнение.
Вы
услышали музыкальное произведение Э. Грига «Утро»
3 слайд
Э.Григ – великий норвежский композитор.
Григ родился 15 июня 1843 года в
городе Бергене, в семье консула. Талант Эдварда проявился рано, с пяти лет
начались занятия музыкой. Первой учительницей Грига была его мать, прекрасная
пианистка. В 15 лет Григ стал студентом Лейпцигской консерватории. Если бы он
был художником, он изображал бы их на картинах, если бы он был поэтом, то писал
бы о них стихи. А Григ был композитором. Он сочинял музыку.
4 слайд
Музыка его проникнута
суровостью, отражает картины его родной природы. В его произведениях мы можем
услышать плеск океана, горное эхо, звук пастушьего рожка, шествие маленьких
волшебных гномов и многое, многое другое.
Э.Григ создал музыку к
произведению Хенрика Ибсена «Пер Гюнт».
5 слайд
Пер Гюнт – простой деревенский
парень. Это человек с неистощимой фантазией, бесстрашный, но насмешливый и
эгоистичный. Однажды он увидел светловолосую нежную девушку. Ее имя Сильвейг –
Солнечный путь. Пер не скрывает восхищения ею. Но в его жизни происходит такое,
что он вынужден покинуть деревню и жить в изгнании в горах. Одиночество
приходит нежданно: появляется Сильвейг – его мечта. Но быть с нею сейчас Пер не
может. Он должен заслужить ее любовь. Ему предстоят долгие годы странствий и
испытаний, и он просит Сильвейг: «Жди меня». И она отвечает «Я буду ждать».
Прослушивание песни Сильвейг.
О чем нас заставляет
задуматься этот композитор?
Какая по характеру пьеса?
Почему меняется музыка?
Скажите, есть ли разница
между эстрадной музыкой и классической?
Почему же люди слушают
классическую музыку?
Музыка
– это язык чувств, она помогает нам посмотреть на мир другими глазами,
почувствовать и увидеть все богатство красок природы – музыка делает нашу жизнь
прекрасней.
И
есть такие люди, которые всю жизнь прожили для того, чтобы дарить нам радость и
красоту. К таким людям относятся и композитор Э.Григ и писатель К.Паустовский
(портрет Э.Грига и К.Паустовского).
4.Знакомство с творчеством К. Паустовского.
6
слайд
Определите
жанр произведения «Корзина с еловыми шишками». Это рассказ, т.к.
небольшое количество героев, небольшой объем, реальные события,два эпизода, повествовательная форма.
О
чем нас заставляет задуматься К. Паустовский? (о смысле жизни, о счастье
и красоте)
Какие
его произведения читали раньше?
Что
можете сказать об этом писателе и его произведениях?
7 слайд
Константин Георгиевич Паустовский родился в 1892 году в
Москве в семье железнодорожника. Уже в школе он начал зарабатывать на хлеб. За
свою жизнь он много поменял профессий: был вожатым, кондуктором, матросом,
учителем.
Писать начал рано. Из воспоминаний писателя: «Моя писательская
жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать. В каждой
повести, в каждом рассказе видны следы скитаний».
8 слайд
Вывод о творчестве Паустовского: основное содержание
рассказов - поиск красоты в обычном и скромном. Его рассказы с удовольствием
читают и взрослые, и дети.