Цель: познакомиться с детьми, выявить уровень развития первоклассников, познакомить ребят со школой, школьными правилами.
Оборудование:воздушные шарики, на доске написаны имена детей, плакат «Мир знаний», портрет С.Я. Маршака, его произведение «Школьнику на память».
Ход занятия.
1.Орг. Момент
Учитель осматривает детей, дети смотрят на учителя.
2.Знакомство.
Я ваша учительница, меня зовут …. Я ждала встречи с вами, думала о вас. И вот мы встретились, мне хочется познакомиться с вами. А вы хотите познакомиться?
Кто из сказочных героев произносил слова: «Я не волшебник, а только учусь»?
(Паж из сказки «Золушка»)
Я, ребята, тоже еще не волшебница, а только учусь творить чудеса. Вот и сейчас мне хочется вас удивить и порадовать. У меня нет волшебной палочки, как у Феи, но у меня есть сердце, которое умеет дружить с другими сердцами. Сейчас оно переговаривается с каким-то сердечком: тук-тук, тук-тук. Тише, ребята! Это чье-то сердечко зовет меня к себе.
(Учитель прикладывает руку к своему сердцу, прислушивается.Учитель подходит к ученику, которого знал заранее, кладет вторую руку на грудь ребенка, прислушивается.)
Как громко стучит сердечко, оно выстукивает имя. Знакомьтесь, ребята, это … (Алеша Иванов).
Аналогично учитель подходит к 2-3 ученикам, у которых заранее узнал имя, фамилию.
Несколько имен написаны на доске.
Кто нашел свое имя на доске? Поднимите руку, покажите указкой, а мы все прочитаем.
Некоторые ребята выходятк доске, класс читает имя хором.
Мое сердечко подсказывает, что у нас есть тезки. Кто знает значение этого слова?
Тезки- люди, имеющие одинаковые имена или фамилии.
Кто у нас тезка Даши? Саши?
Кто не нашел своего имени на доске? Идите к доске и напишите сами свое имя, а мы прочитаем хором.
2-3 ученика пишут свои имена на доске. Класс читает их хором.
Вот мы познакомились.
3.Знакомство со школьными правилами.
Ребята, как назвать нас всех одним словом. (школьники, ученики, первоклассники)
Чем занимаются ребята в школе? Расскажите, что вы знаете о школе от друзей, родителей, соседей?
Рассказы детей.
Каждый ученик соблюдает школьныеправила, которые написал С. Я.Маршак в стихотворении «Школьнику на память»:
Парта – это не кровать,
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
Учитель спросит - нужно встать,
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.
Какие вы еще знаете школьные правила? Если вам интересно, вы можете почитать вместе с родителями эту книгу.
4.Работа над плакатом.
Что вы видите на плакате?
Куда спешат дети?
Какие предметы изучают в школе? Зачем?
Без чего нельзя получить образование? (Без внимания не получишь образования.)
ФИЗМИНУТКА
Игра на внимание «4 стихии» .
Если скажуслово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Учитель называет стихии вперемежку, с нарастающей скоростью.
5.Знакомство с учебными вещами.
Какие учебные вещи вы видите на плакате?
Какие еще учебные вещи нужны каждому школьнику?
Отгадайте загадки.
Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке,
А живут в доме том –
Ручки, книжки и альбом. (портфель)
Расскажи мне, первоклассник,
В чем ты носишь в школу ластик?
В чем – фломастеры цветные
И карандаши простые? (пенал)
В белом поле синие
Протянулись линии,
А по ним друзья идут,
Друг друга за руки ведут. (буквы в тетради)
Я все знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться. (книга)
В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий,
И на много-много лет
Оставляет черный след. (ручка, карандаш)
Я весь мир слепить готов –
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин –
У меня есть - … (пластилин)
Всем известен с давних пор
Для черчения прибор:
Три сторонки, три угла…
Вся премудрость, все дела!
Знает каждый школьник,
Что это - …(треугольник)
Кто приготовил дома уже эти предметы? Поднимите руку.
Назовите, какие учебные вещи оказались в загадках?
6.Упражнение на развитие памяти.
Нарисуйте в альбомах отгадки из этих загадок.
Зачем будем выполнять это задание? (развиваем память; пригодится, когда будем дома собирать портфель, чтобы ничего не забыть)
Как можно еще развивать память? (можно запоминать стихотворения)
Какие стихи вы знаете?
Пока дети рисуют, несколько ребятмогут рассказать наизусть стихотворения, выученные в детском саду, к школьной линейке и т.п.
У меня тоже есть любимое стихотворение.
Учитель читает наизусть.
О чем оно? Какие слова вам в нем понравились?
Это стихотворение написал … .
Остальные ребята повторят дома свои любимые стихи и завтра расскажут нам.