Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS


МЕНЮ САЙТА

КАТЕГОРИИ
Уроки русского языка [30]
Уроки математики [22]
Уроки экономики [8]
Уроки литературы [6]
Уроки окружающего мира [5]
Уроки музыки, ИЗО, технологии [1]

ВХОД


ПОИСК

СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наши гости сегодня:







 
 
Главная » Файлы » Уроки » Уроки математики

Примеры и задачи на смекалку
16.04.2011, 19:10

Урок математики в 1 классе.
Автор: Федотова Ирина Владимировна, учитель начальных классов МОУ лицея №7 г. Волгограда


Цели: 
Познакомить учащихся с различными видами нестандартных примеров и задач и их решением путём рассуждения, используя схемы, рисунки.
Развивать учебно-логические умения.
Активизировать познавательную деятельность учащихся. Повышать интерес к математике через занимательный математический материал и нестандартную форму проведения занятия. Воспитывать чувство коллективизма, долга, ответственности за свою команду, желание достигнуть высоких результатов не только у себя, но и у товарищей.

Тип урока: изучение нового материала

ФОПД: фронтальная, групповая, работа в парах.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, метод стимулирования учебной деятельности.

Оборудование:
Карточки с деформированными пословицами
Ребус со словом задача
Имена 4 детей на карточках и 4 различных по размеру нарисованных мяча
Примеры на карточках.

Ход урока

I. Организация класса.
II. Математическая разминка


– Чтобы вам быстрее включиться в работу проведём математическую разминку.

а) Загадка

Братцев этих ровно 7
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.

Ответ: 7 дней недели.

б) Задача в стихах

«В гнёздышке есть 2 птенца
Два пушистых близнеца,
И ещё готовы 5
Из скорлупок вылезать.

– Сколько станет птиц в гнезде?

Помогите мне.

Ответ: 2+5=7

в) Закономерность

– Белка свои орешки разложила кучками в определённой последовательности, а некоторые числа, обозначающие количество орешков закрыла листьями. Отгадайте закономерность.



Ответ: 1 5 9 13 17 21

г) Задание на внимание и быстроту счёта



– Чему равна сумма чисел, записанных красным цветом? синим?

– Что вы заметили? (Суммы = 13)

– Что вы знаете о числе 13?

– Число 13 многие люди считают несчастливым, а в Англии нет даже №13 на квартирах.

Работа в группах

д) «Пословицы»

– Сейчас поработаем в группах. Какая же группа работает сплочённее, помогая друг другу.

– Составьте правильно пословицы, где дано начало, а ват продолжение пословицы вам нужно выбрать. Соедините начало и конецпословицы стрелкой.Семеро одного не ждут
приведут
подождут
Семь раз отмерь 7 раз примерь
7 раз отрежь
1 раз отрежь


– Объясните смысл пословиц.

– Как вы думаете, почему эти пословицы я включила в урок?

– Что общего у них? (Число 7)

– Дети отвечают (они связаны с математикой и числом 7)

– Особым почётом в древности была окружена семёрка, это дошло и до наших дней.
Много пословиц и поговорок связано с числом 7.
Сейчас 7 дней в неделе,
7 чудес света,
Великий пост у христиан 7 дней.
Считалось, что 7 символизирует тайну. Вначале урока была задача и загадка с числом 7.

– Сколько вариантов ответов было в карточках (3)

– Ребята, а где вы встречаете число 3 в жизни?

Дети отвечают:

– (В сказках: 3 сестрицы под окном – авторская сказка, 3 желания у рыбки, 3 сына у отца, 3 поросёнка, 3 медведя)

– Долгое время число 3 для многих народов считалось счастливым числом. Оно стало излюбленным в мифах и сказках, считалось магическим, так как складывалось из суммы предыдущих чисел (2+1)

Итог разминки:

– Математическая разминка закончена. Помимо того, что вы уже включились в работу, вы ещё узнали интересное о числах 3, 7 и 13.

III. Сообщение темы урока и постановка темы


– Ребята, отгадав этот ребус, вы узнаете тему занятия.



Задача

– Правильно, ребята, задача.

– Тема урока: «Решение нестандартных задач и примеров»

– Как вы понимаете слово «нестандартные»?

– К нестандартным относят логические задачи, задачи на смекалку, задачи-шутки, зашифрованные примеры.

– Зная тему урока, давайте попытаемся поставить цель нашего занятия, то есть чего мы будем добиваться (дети говорят: будем учиться решать задачи и примеры)

– А для чего нам нужно решать такие задачи и примеры?

– Да, такие задания учат размышлять, решать проблему, анализировать - это всё развивает логическое мышление.

Учитель читает задачу:

«Четыре девочки с детского сада, Аня, Варя, Галя, Зина – играли с мячами. Затем их позвали на завтрак. Мячи они положил в уголке. Которым из них играла каждая девочка, если мяч Вари не самый маленький, но он меньше, чем у Ани и Зины, а у Ани больше чем у Зины?»
Давайте прочитаем задачу ещё раз и выделим те данные, которые помогут в решении.
Нам известно, что есть четыре девочки с мячами. Их зовут Аня, Варя, Галя и Зина.
Выделите и подчеркните в тексте главные слова.
Что из условия задачи вам стало понятно про мячи?
Какие они по размеру? (различные)
Есть ли среди них одинаковые? ( нет)
Предположим, что их нет и все мячи разные.
Чтобы нам не запутаться при решении задачи имена девочек я записала на карточках и приготовила различные мячи.
Решать логические задачи можно при помощи рисунка, таблицы, схемы. Сегодня мы будем решать при помощи схемы.
Имена девочек написаны на карточках, а ниже произвольно-прикреплённые изображения мячей разных размеров и цветов.
Что известно о мячах?
Мяч Вари не самый маленький… А какой среди мячей самый маленький?
Он может быть мячом Вари? (Нет)
Значит, будем искать её мяч из трёх оставшихся.
Мы знаем, что мяч Вари меньше, чем Ани и Зины?
Какой мяч меньше?
Это мяч Вари. Рисуем стрелкой, что он принадлежит ей.
Разбираем задачу дальше.
Мы знаем, что у Ани мяч больше, чем у Зины.
Какой из оставшихся двух больше?
Это мяч Ани, чертим стрелочку.
Тот, который чуть меньше – это мяч Зины.
Чей тогда самый маленький оставшийся мяч? (Гали)
Путём рассуждения мы определили какие мячи принадлежат трём девочкам, а тот который остался – это и есть мяч Гали.
Вы ответили на вопрос задачи? (Да)
Что помогло нам в решении (схема)
В уме представить кому из девочек принадлежал какой мяч трудно. Нам помогла схема.
В другой раз не обязательно писать имена целиком, можно ограничиться буквами, так вы и сделаете у себя в тетради, а мячи изобразите в виде различных кружков.
Так подтвердилось наше предположение, что мячи разные по размеру?
Могли ли они быть одинаковыми? (нет)
Зарисуйте в тетради схему.


IV. Физминутка

игра «Четыре стихии»

Если я говорю земля, вы опускаете руки вниз, если воздух, то поднимаете вверх. Если огонь, то руки приживаете к груди, если вода, то руками изображаете плавающего человека.

V. Работа в группах


– А сейчас попробуйте решить задачу в группах, советуясь, помогая друг другу.

– Решайте, используя схему при решении. Посмотрим, какая из групп окажется дружнее и сплочённее.

Каждой группе даётся задание на карточке.

«В квартирах №1, №2, №3 жили три котёнка: Белый, чёрный и рыжий. В квартирах №1, и 2 не жил чёрный, а белый не жил в квартире №1. В какой квартире жил каждый котёнок?



– О ком говорится в задаче

– Дети, о каких котятах идёт речь?

– В каких квартирах они живут? (1, 2, 3)

– Эти данные используйте в своей схеме.

Итог:

(Проверка решений задачи по группам)

– Логическую задачу представить без рисунка, схемы, таблицы очень трудно. Схема помогает решить задачу. В дальнейшем будем учиться записывать и решать при помощи таблицы.

VI. Решение нестандартных примеров


– Посмотрите на доску. Я приготовила для вас необычные примеры. Сразу их не решить.

– Попробуем разобраться в символах, знаках, фигурах.

21 * Δ = 21
(21 + 0 = 21; 21 – 0 = 21)

– Мы видим два числа, 21 и =21

– Как вы думаете, что может стоять вместо * и Δ

– Да, это знаки и числа

– Здесь может быть ещё 21 · 1 = 21 и 21 : 1 = 21. Но мы ещё не изучали действия умножение и деление.

А вот ещё пример

27 * 1 + Δ 7

– Я зашифровала здесь неравенство

– Тогда какие знаки здесь могут быть? (><)

– Значит вместо * будет знак > или <

– Что запишем вместо Δ? (число)

– Это математическое выражение имеет одно решение? (Нет)

VII. работа в парах


– Расшифруйте и решите примеры

Δ * 40 = 40
11 * Δ = 12 * Δ
Δ * 30 = 23 * Δ
22 * Δ = 23 * Δ

VIII. Итог урока

– Чему учились на уроке?

– Понравилось ли вам решать такие задачи и примеры?

– Что понравилось?

– Достигли ли цели, которую ставили в начале урока?


Книги для учителя:







Категория: Уроки математики | Добавил: Mарина_Михайловна | Теги:
Просмотров: 33128 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2 Анастасия Гречкина!!!  
- Это из сказки морозка потому что на завали , а Настенька красавица другая мафуса не красавица потому что паласёнок хлушка свинья - это мафуса плохая настенька хорошая?
Почему на другой строки идёт настёнька?
Ответ: Потому что настёнька это из фмльма мульчика.

1 Анастасия Гречкина!!!  
Морозко

Живало-бывало, — жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка.
Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита и недовернешься — бита. А родная дочь что ни сделает — за все гладят по головке: умница.
Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела — еще до свету... Ничем старухе не угодишь — все не так, все худо.
Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.
— Вези, вези ее, старик, — говорит мужу, — куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.
Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь:
— Садись мила дочь, в сани.
Повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал.
Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит — невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:
— Тепло ли тебе, девица?
— Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.
Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает:
— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
Она чуть дух переводит:
— Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.
Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:
— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?
Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:
— Ой, тепло, голубчик Морозушко!
Тут Морозко сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.
А мачеха по ней уж поминки справляет, печет блины и кричит мужу:
— Ступай, старый хрыч, вези свою дочь хоронить!
Поехал старик в лес, доезжает до того места, — под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около — короб с богатыми подарками.
Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой.
А дома старуха печет блины, а собачка под столом:
— Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут.
Старуха бросит ей блин:
— Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут...»
Собака съест блин и опять:
— Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут.
Старуха блины ей кидала и била ее, собачка — все свое...
Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идет падчерица — в злате-серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжелый. Старуха глянула — и руки врозь...
— Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место...
Старик посадил старухину дочь в сани, повез ее в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал.
Старухина дочь сидит, зубами стучит.
А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает:
— Тепло ли тебе, девица?
А она ему:
— Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко...
Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать.
— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
— Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко...
Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал:
— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
— Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!
Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела.
Чуть свет старуха посылает мужа:
— Запрягай скорее, старый хрыч, поезжай за дочерью, привези ее в злате-серебре...
Старик уехал. А собачка под столом:
— Тяф, тяф! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут.
Старуха кинула ей пирог:
— Не так тявкаешь! Скажи: «Старухину дочь в злате-серебре везут...»
А собачка — все свое:
— Тяф, тяф! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут...
Заскрипели ворота, старуха кинулась встречать дочь. Рогожу отвернула, а дочь лежит в санях мертвая.
Заголосила старуха, да поздно.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 


КАЛЕНДАРЬ

НАШИ САЙТЫ
Сайты ребят:
  • Умняшки
  • Кисюля
  • Лапа
  • Организм человека
  • Матеша
  • Моё творчество
  • Перекрёсток
  • Сайты учителя:

    МИНИ-ЧАТ

    Cайт "Пилоты" не является коммерческим проектом
     конкурс сайтов Яндекс.Метрика