Методика контактного взаимодействия предложена Львом Борисовичем Филоновым. Суть ее заключается в следующем:
—доверительное общение не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны;
—процесс контактирования проходит в своем развитии определенные этапы (стадии). Задержка или попытка проскочить тот или иной этап может разрушить взаимодействие;
—процесс взаимодействия должен развиваться последовательно, а переход в другую стадию возможен только при наличии определенных промежуточных результатов.
Стадии контактного взаимодействия
Накопление согласия. Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если вы подозреваете, что он неприятен. Поэтому задача первого этапа — нейтрализация настороженности партнера, разведывательный поиск общих тем для разговора. Чтобы расположить к себе партнера, следует подвести его к согласию, хотя бы не в главном аспекте разговора. Задайте несколько ситуативных вопросов так, чтобы ответ на них всегда включал согласие. Ответив несколько раз «да», человек расслабляется, теряет бдительность. О положительных результатах можно судить по сокращению пауз, выражению собственного мнения собеседника, его некоторому расслаблению, снижению самоконтроля за высказываниями. Теперь можно переходить к следующей стадии.
Поиск совпадающих интересов. Разговор на тему, далёкую от проступка учащегося и интересную для него. Разговор о личностно значимом, нейтральном и интересном углубляет расслабление, настраивает на положительные эмоции. На этой стадии важно выяснить всё, что указывает на сходство позиций. Важно проявить склонность к уступкам, показать интерес к увлечениям и взглядам оппонента.
Взаимное принятие личностных качеств и принципов. К этому этапу общение приобретает эмоциональную окраску и можно искать более прочную основу для углубления отношений. Идёт психологическая подстройка к собеседнику: взрослый подчеркивает полезность, оригинальность, сложность дела, которым занимается ребенок, а, значит, и незаурядность личности самого ученика. Здесь воспитателю необходимо показать, что, независимо от фактического состояния дел, он безоговорочно принимает принципы и личностные качества собеседника. Важно подвести собеседника к мысли, что их связывают общие интересы, сходство взглядов и характера. (вопросы: с кем ты дружишь, за что к тебе, на твой взгляд, тянутся другие; что бы ты хотел иметь в жизни, чем заниматься, каковы планы на будущее; что бы ты сделал, если бы стал учителем, директором школы...)
Обсуждение нравственной сути поступка и проблем учащегося по логической схеме: «Мне не понятно, как человек с такими задатками (качествами, возможностями) мог поступить таким образом?» или «Мне не понятно, ты говоришь и думаешь серьёзно, по-взрослому, а твои поступки пока не совпадают с твоими мыслями» Благодаря пройденным стадиям настороженность собеседника снимается настолько, что он может поделиться своими тревогами, появляется потребность полностью раскрыться педагогу. Это самая ответственная стадия, т. к. именно здесь выясняются обстоятельства, мотивы поведения.
Поиск средств для реализации индивидуального воздействия и взаимной адаптации. На этой стадии психологический фундамент уже настолько прочен, что можно приступать к реализации исходной цели, которую ставил перед собой педагог как инициатор общения. Учитель заявляет, что после беседы с учащимся в корне изменил своё мнение о нём в лучшую сторону, подытоживает положительный потенциал его личности: что он может, что имеет, в чём его преимущества и положительные перспективы на будущее.
Согласованное взаимодействие. Педагог совместно с учащимся намечает программу самовоспитания в виде самообязательств на ближайшую перспективу (2 недели, до конца четверти...) Смысл такой программы в переводе положительных интересов и мотивов учащегося, выявленных ранее, в систему внешних, поведенчески выраженных целей. Для ученика эта программа должна выглядеть как цепочка жизненных задач, чётко сформулированных, реально доступных для выполнения, поддающихся контролю со стороны.
В процессе разговора реакция педагога при всех вариантах ответов должна быть положительной. С собеседования ребёнок должен уйти с ощущением, что беседа с ним доставила учителю радость и удовольствие.
Овладение техникой оптимального взаимодействия позволит педагогу упорядочить процесс общения, сделать его психологически верным.
Приёмы бесконфликтного общения
* Ведущему диалог необходимо отождествлять себя с учащимся как рационально (стараясь понять его логику), так и эмоционально (представлять себе его состояние).
* Подавать мысль не в прямом, безапелляционном тоне, а в демократическом стиле приглашения к обсуждению в виде речевых контактных формул: «Ты, конечно, понимаешь, давай вместе подумаем, может быть, на это стоит взглянуть по-другому? Твоя точка зрения мне пока непонятна... мне всё-таки кажется...»
* Избегать знаков превосходства в виде приказов (рассказывай, что у тебя произошло, ответь, до каких пор...); обвинения (не вижу, что ты исправился, опять прогуливаешь, от тебя никому житья нет...); нравоучения (тебе не нужно дружить с этой компанией, ты должен брать пример с …, давно пора исправиться); речевых форм скрытого превосходства (ай, да брось ты, хватит, и так всё ясно... ещё бы ты... ещё не хватало...)
* Сильным конфликтогенным фактором может стать юмор, часто при проработках переходящий в ехидство и насмешку. Юмор должен быть обоюдонаправленным по формуле: «мы... с нами... ты и я... все мы» или направлен на ситуацию, но ни в коем случае не на личность ученика.
* Демонстрировать знаки уважения к учащемуся: цитировать его, ссылаться на него, подчёркнуто вежливого обращаться по имени.
* Использовать невербальные средства общения: контакт глаз, достаточно близкая дистанция между говорящими, интонация, мимика, жесты — для создания атмосферы спокойной доверительности.
Приемы логической помощи ученику
* Побуждение — краткие, нейтральные, малозначимые формулы, побуждающие продолжать свободно высказываться: «Да?! Понимаю тебя... чуть подробнее... а в чём... продолжай...»
* Выяснение — к ученику обращаются за уточнением: «Пожалуйста, уточни... не повторишь ли ещё раз... объясни поподробнее... это всё, что ты хотел сказать...»
* Перефразирование — формулировка мысли ученика в иной форме, которая начинается с фраз: «Как мы поняли тебя... по твоему мнению... другими словами, ты считаешь...»
* Отражение чувств — спокойное и как можно точнее обозначаются словом чувства и состояния ученика: «Тебе трудно, мы видим... понятно, что тебе не нравится... совершенно напрасно ты завидуешь им...»
* Резюмирование — подытоживание основных идей и чувств говорящего: «Значит, весь вопрос упирается... выходит, проблема-то совсем в другом... теперь ты видишь, чем всё это обернулось...»