Цель: формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни
Задачи: расширить знания о многообразии морепродуктов, видов рыб, их вкусовых и питательных качествах; актуализировать знания о компонентах здорового образа жизни; расширить представления о рыбных блюдах; воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
I. Открытие. - Добрый день, ребята, родители, гости. Сегодня наш конкурс для азартных, находчивых и весёлых эрудитов, посвящённый теме «Дары моря». Около тысячи видов рыб обитают в прудах, озёрах, реках, морях, океанах, и в каждой можно найти что-то особенное, свою изюминку. На уроках вы говорили о морских обитателях и дарах моря. Сегодня у вас есть возможность продемонстрировать свои знания. - За вашей работой будет наблюдать жюри. (представление жюри) - Итак, давайте познакомимся с нашими командами. II. Конкурс «Представление команд». Команда «Морские водоросли» Мы, весёлые ребята, Хотим открыть для вас секрет, Что в доме главное - обед. Готовить надо вкусно – И вам не будет грустно. А если к блюду мы прибавим И шутку, и весёлый смех, То сохраните вы фигуру На 115, может лет. (Исполняют песню на мотив песни «Лучше нету того цвету») Лучше нету того цвету, Когда яблоня цветёт. Лучше нету той минуты, Как победа к нам придёт. Мы, жюри, вас очень любим И надеемся на вас. И жюри нас не засудит, Ведь оно не против нас.
Команда «Мидии». И где же взять такие строки, Найти такие нам слова, Чтоб от горячих шуток, смеха У вас кружилась голова? Команда наша так сумеет Нарезать хлеб, намазать маслом бутерброд, Назвать такое чудо так красиво, Что съесть захочешь всё – всё – всё. (Исполняют песню на мотив песни «Мы едем, едем, едем») На сцене этой снова И ты, и он, и я! Мы – дружная команда, Мы – чудо- повара. Сейчас мы вам расскажем Подробно, без прикрас, Что выступить сумеем, Покажем высший класс.
III. Конкурс «Домашнее задание». - Команды получили домашнее задание: подготовить рассказ об одном морском обитателе и какую пользу он приносит человеку. Морские водоросли.
- Морские водоросли живут вдоль скалистых берегов. У этих растений нет корней, потому что не существует почвы, чтобы они могли укрепиться. Вместо этого они плотно хватаются за скалы липкими зацепками, которые называются ризоидами. Морские водоросли живут в воде на разной глубине. Они все изгибаются под водой, поэтому волны, приливы и течения не повреждают их. Из морских водорослей получают вещество агар – агар. Его используют для приготовления мармелада, суфле. Йод, которым мы используем при смазывании порезов, царапин – это спиртовая настойка морских водорослей. Использовать его можно только для наружного применения, в пищу принимать его ни в коем случае нельзя.
Мидии.
-Внешне невзрачные, необычные существа, за 1 час они прокачивают через себя 3 литра воды, отбирая из неё кислород и необходимые продукты питания. Мидии являются лучшим фильтром, поэтому, где есть мидии, там вода всегда чистая. Мясо мидий излечивает болезни печени, почек, лёгких. В их мясе 70% таблицы Менделеева, много витаминов, богато белком. Ещё Древне Греческие врачи занесли их в свои учебники, считали их эликсиром молодости. Мясо этих моллюсков быстро ставило на ноги раненых бойцов в годы Великой Отечественной войны. Мидии употребляют в сыром, варёном и жареном виде. -Пока жюри подводит итоги за два конкурса, послушайте небольшую информационную справку. Информационная справка А знаете ли вы , что первой морской рыбой, обогатившей в эпоху Петра I русскую кухню, была треска. Сначала она не имела спроса, но, распробовав приготовленные из неё блюда, хозяйки уже не могли отказаться от этой рыбы. И треску стали готовить во всех видах. Во Франции и Голландии треска называется по – разному, в зависимости от способа обработки: высушенная – «штокфиш», солёная – «лабардан», свежая – «дорош». Очень ценились в русской кухне навага и камбала. Однако доставлять морскую рыбу в Москву и другие города России, не имеющие прямого выхода к морю, было делом нелёгким. Поэтому изобретались всевозможные способы сохранения её в свежем виде. Вот один из них: «Поймавши рыбу, проколоть, обмакнуть в воду и валять в снегу, пока хорошенько не обледенеет, и укладывать в воз, почему рыба, если её сваришь, будет точно такая вкусом, как живая». Покрытая несколькими слоями льда, рыба сохранялась так хорошо, что, как писал один старинный журнал, « нужно иметь очень тонкий и привычный вкус, чтобы отличить такую рыбу от живой». Называли эту рыбу «маканной». -Слово предоставляется жюри.(подведение итогов за 2 конкурса) IV.Конкурс «Кто где живёт» - Если взглянуть на Землю из космоса, можно увидеть, что большая часть нашей планеты покрыта водой. Это огромное водное пространство разделено сушей на четыре большие части, называемые океанами: Северно- Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский. Части, меньшие по площади, называются морями. Назовите и покажите на карте, какие вы знаете моря. (Дети называют моря и прикрепляют карточки с названиями) А знаете ли вы, чем богаты эти моря? (ответы детей) -Молодцы! Следующий наш конкурс «Кто, где живёт». Нужно взять карточку с рисунком и прикрепить её на карту в то море, где обитают эти морские растения, животные и рыбы. (Детям даётся два набора картинок: обитатели Японского и Чёрного морей.) V. Конкурс. Игра «Поймай рыбку» - Ну а теперь немного поиграем. В коробке лежат рыбки, консервные банки, рваные ботинки. На каждой рыбке, банке, галоше проволочные колечки. Каждая команда получает удочку. На каждой рыбке написано количество очков. Поймавший банку или галошу не получает очков. Побеждает тот, кто больше наберёт очков. (В большую картонную коробку кладут вырезанных из картона рыбок, консервные банки, рваные калоши… На каждой рыбке, банке, галоше проволочные колечки. Удочка – длинная палочка, на конце которой толстая нитка с проволочным крючком. На каждой рыбке написано количество очков). - Пока жюри подводит итоги, за два конкурса послушайте небольшую информационную справку. Информационная справка Есть такая рыба – хамелеон. Она может быстро «вписаться в любой интерьер», поменять окраску. Учёные провели эксперимент: к аквариуму с рыбой приставили шахматную доску. И что вы думаете? Через некоторое время рыба тоже стала «в шашечку»! Как называют эту рыбу? (Камбала) Если вам приходилось пить рыбий жир, вы должны знать: его получают из мяса рыбы. Как она называется? (Треска) -Слово предоставляется жюри.(подведение итогов за 2 конкурса) -А может быть, вы и пословицы «морские» знаете? VI. Конкурс «Собери пословицу» -Следующий конкурс «Собери пословицу». Из слов нужно собрать пословицу. Собранную пословицу передаёте жюри. (Командам даётся по 2 пословицы: Где щуки нет, там карась хозяин. На широкой речке рыба в узких местах, на узкой – в широких. Знать бы ершу, когда щука зубы меняет. В глубокой речке лови на мели, в мелкой – в омуте). - Пока команды выполняют задание, конкурс для болельщиков. VII. Конкурс для болельщиков «Загадки»
-Следующий конкурс для болельщиков. -Конкурс «Загадки». За правильный ответ получаете жетон, побеждает тот, кто наберёт больше всех жетонов. (Награждение победителя) - Наверное, все уже немного устали. Музыкальная пауза. Музыкальная пауза Песенка поварят. (Слова и музыка В.В.Холкина) Мы обеды вам готовим, Жарим, парим, кипятим. Что угодно приготовим, Если только захотим. Припев: Так, так, и вот так.(3 раза) Если только захотим.
Сварим суп, котлет нажарим – Сковород не закоптим. И душистый чай заварим, Если только захотим. Припев.
Перемоем всю посуду, Все на место разместим, Подметём везде и всюду, Если только захотим. (Дети танцуют «Танец весёлых поварят»)
VIII.Конкурс – эстафета «Варим уху». -Ах, какие мне выбрать продукты Для салата, для супа с креветками? Как мне только разобраться и понять, Что мне для обеда выбирать? - На столах разложены карточки с названиями продуктов (одинаковые для всех команд). Первый участник эстафеты берёт карточку с нужным ингредиентом для ухи, бежит обратно и кладёт ее в кастрюлю. Затем следующий участник делает то же самое. Победителем считается команда, которая первой правильно собрала все продукты для ухи. (Карточки: вода, лимонад, квас, рыба, мясо, соль, перец, сахар, горчица, огурец, картофель, морковь, помидор) - Пока жюри подводит итоги, за два конкурса послушайте небольшую информационную справку. Информационная справка По питательности и вкусовым качествам рыба не уступает мясу. Рыбные блюда широко используются в нашем рационе. Ценность рыбы объясняется большим содержанием белков – от 15 до 25% более быстрой усвояемости по сравнению с мясом – рыба усваивается за 2-3 часа, мясо – за 5 часов. Жиров в рыбе содержится от 1 до 30%. Жир океанических рыб (особенно печеночный) богат витаминами А и Д. В рыбе содержится много необходимых для организма человека минеральных элементов, среди которых преобладают фосфор, кальций, калий, натрий, магний, сера и хлор. Но в мясе пресноводных рыб в отличии от морских практически полностью отсутствуют йод и бром. Рыбу едят с помощью вилки и специального ножа или двух вилок, или вилки и кусочка хлеба. Рыбу не разрезают, а отделяют от косточек. Обычно рыбные блюда подают с кусочком лимона. В конце еды лимон прикладывают к губам и слегка смазывают их, в результате исчезает рыбный запах.
-Слово предоставляется жюри.(подведение итогов за 2 конкурса) IX.Конкурс «Морские – речные рыбы» -Нужно разложить карточки с названием рыб (карточки для всех одинаковые) на две группы: в одну речные, в другую морские. краснопёрка щука линь карась язь лещ треска кефаль сельдь навага скумбрия ставрида
X. Конкурс «Сервировка стола» Посмотри на этот стол. Хозяйка по рассеянности допустила при сервировке стола несколько ошибок. Твоя задача – найти их, записать и передать жюри. Пока команды выполняют задание, а жюри подводит итоги, за два конкурса, послушайте небольшую информационную справку. Информационная справка Продукты моря оказывают большое влияние на снижение свёртываемости крови, что используется при заболеваниях, связанных с повышенной вязкостью крови. Диета из морепродуктов позволяет уменьшить количество инфарктов, инсультов и т. д. Сложилось устойчивое мнение, что гарниры, обладающие выраженным кисловатым вкусом, хорошо подходят к рыбе, содержащей большое количество жира. Вот почему так часто используется лимон для гарнирования лососины, сардин, семги, икры, шпрот. Ко многим блюдам из жирной рыбы подходят также маринованные плоды и овощи. Овощи не только снабжают организм необходимыми для жизнедеятельности веществами (углеводами, органическими кислотами, минеральными солями, витаминами, ароматическими веществами), но и способствуют более полному и лёгкому усвоению белков и жиров, содержащихся в рыбе.
-Слово предоставляется жюри.(подведение итогов за 2 конкурса) XI.Конкурс. Игра «Весёлые поварята» -Спортивное состязание. Все команды выстраиваются у линии старта. По сигналу первый игрок бежит до стула, на стуле лежит фартук и поварской колпак, всё одевает, оббегая вокруг стула, снимает всё, аккуратно складывает и бежит обратно, и т. д. Побеждает та команда, кто выполнит быстро и правильно. XII.Конкурс «Презентация блюда» Заключительный конкурс «Презентация блюда». Все команды получили домашние задание подготовить презентацию блюда из рыбы и морепродуктов, приготовить это блюдо и написать книгу рецептов. (Презентация, показ книги рецептов и приготовленного блюда) -Пока жюри подводит итоги, послушайте небольшую информационную справку. Информационная справка
Мясо креветок богато многими веществами, играющими первостепенную роль в поддержании хорошего здоровья. В нём содержится около 20% белка, в котором имеются все незаменимые аминокислоты; около 1,5% жира, до 5% углеводов, много минеральных веществ, в частности солей кальция, фосфора, магния, железа, йода и др. В мясе креветок имеются витамины группы В: В1, В2, В6, В12, витамины А и С, пантотеновая кислота. Наиболее ценной частью устриц с точки зрения рационального питания является её печень, которая занимает почти половину её тела. Древние греки и римляне ели устриц сырыми, варёными, жареными. Аристотель рекомендовал жарить устриц на раскалённых углях. Ещё древние замтили, что устрицы – это то же для морских жителей, что трюфели для жителей суши: и те и другие являются продуктами, поднимающими общий тонус организма. Употребление шести устриц общей массой (без створок) около 100г удовлетворяет суточную потребность организма человека в железе и меди, а также обеспечивает поступление в организм около половины суточной дозы йода, кальция, фосфора и приблизительно 1/10 суточной дозы животного белка, а также витаминов В1, В2 и РР. -Слово предоставляется жюри. Подведение итогов, награждение победителей, все приглашаются к праздничному столу.
1.Рыбу почистить, помыть и нарезать на несколько кусков. 2. Картофель очистить и нарезать крупными дольками.
3.Противень обильно смазать растительным маслом, на которую сначала положить рыбу, обваленную в муке, потом – картофель, посолить, поперчить и переворачивая, запечь в духовке. Картошка, обжаренная с рыбой – просто объедение, потому что она впитывает сок и жир рыбы.
1.У рыбы удалить плавники, вымыть, высушить, порезать каждую рыбу на 3 части и посыпать солью, перцем. Уложить на раскалённую с растительным маслом сковороду и слегка обжарить с двух сторон.
2.Морковь очистить, нарезать соломкой, лук – полукольцами. Поверх обжаренной рыбы выложить морковь, лук, закрыть крышкой и томить минут 15.
3. Рыбу полить майонезом, разровнять и тушить ещё 15 минут. Подавать, посыпав нарезанной зеленью.
Первой морской рыбой, обогатившей в эпоху Петра I русскую кухню, была треска. Сначала она не имела спроса, но, распробовав приготовленные из неё блюда, хозяйки уже не могли отказаться от этой рыбы. И треску стали готовить во всех видах. Во Франции и Голландии треска называется по – разному, в зависимости от способа обработки: высушенная – «штокфиш», солёная – «лабардан», свежая – «дорош». Очень ценились в русской кухне навага и камбала. Однако доставлять морскую рыбу в Москву и другие города России, не имеющие прямого выхода к морю, было делом нелёгким. Поэтому изобретались всевозможные способы сохранения её в свежем виде. Вот один из них: «Поймавши рыбу, проколоть, обмакнуть в воду и валять в снегу, пока хорошенько не обледенеет, и укладывать в воз, почему рыба, если её сваришь, будет точно такая вкусом, как живая». Покрытая несколькими слоями льда, рыба сохранялась так хорошо, что, как писал один старинный журнал, « нужно иметь очень тонкий и привычный вкус, чтобы отличить такую рыбу от живой». Называли эту рыбу «маканной». По питательности и вкусовым качествам рыба не уступает мясу. Рыбные блюда широко используются в нашем рационе. Ценность рыбы объясняется большим содержанием белков – от 15 до 25% более быстрой усвояемости по сравнению с мясом – рыба усваивается за 2-3 часа, мясо – за 5 часов. Жиров в рыбе содержится от 1 до 30%. Жир океанических рыб (особенно печеночный) богат витаминами А и Д. В рыбе содержится много необходимых для организма человека минеральных элементов, среди которых преобладают фосфор, кальций, калий, натрий, магний, сера и хлор. Но в мясе пресноводных рыб в отличии от морских практически полностью отсутствуют йод и бром. Рыбу едят с помощью вилки и специального ножа или двух вилок, или вилки и кусочка хлеба. Рыбу не разрезают, а отделяют от косточек. Обычно рыбные блюда подают с кусочком лимона. В конце еды лимон прикладывают к губам и слегка смазывают их, в результате исчезает рыбный запах. Продукты моря оказывают большое влияние на снижения свёртываемости крови, что используется при заболеваниях, связанных с повышенной вязкостью крови. Диета из морепродуктов позволяет уменьшить количество инфарктов, инсультов и т. д. Сложилось устойчивое мнение, что гарниры, обладающие выраженным кисловатым вкусом, хорошо подходит к рыбе, содержащей большое количество жира. Вот почему так часто используется лимон для гарнирования лососины, сардин, семги, икры, шпрот. Ко многим блюдам из жирной рыбы подходят также маринованные плоды и овощи. Овощи не только снабжают организм необходимыми для жизнедеятельности веществами (углеводами, органическими кислотами, минеральными солями, витаминами, ароматическими веществами), но и способствуют более полному и лёгкому усвоению белков и жиров, содержащихся в рыбе. Мясо креветок богато многими веществами, играющими первостепенную роль в поддержании хорошего здоровья. В нём содержится около 20% белка, в котором имеются все незаменимые аминокислоты; около 1,5% жира, до 5% углеводов, много минеральных веществ, в частности солей кальция, фосфора, магния, железа, йода и др. В мясе креветок имеются витамины группы В: В1, В2, В6, В12, витамины А и С, пантотеновая кислота. Наиболее ценной частью устриц с точки зрения рационального питания является её печень, которая занимает почти половину её тела. Древние греки и римляне ели устриц сырыми, варёными, жареными. Аристотель рекомендовал жарить устриц на раскалённых углях. Ещё древние замтили, что устрицы – это то же для морских жителей, что трюфели для жителей суши: и те и другие являются продуктами, поднимающими общий тонус организма. Употребление шести устриц общей массой (без створок) около 100г удовлетворяет суточную потребность организма человека в железе и меди, а также обеспечивает поступление в организм около половины суточной дозы йода, кальция, фосфора и приблизительно 1/10 суточной дозы животного белка, а также витаминов В1, В2 и РР. Минеральные вещества необходимые для нормального роста и развития костей, мышц, кроветворения, деятельности нервной системы. Наиболее важными для детского организма кальций, фосфор, железо и магний. Кальций участвует в образовании костей и зубов, необходим для нормальной деятельности нервной, эндокринной и мышечной систем. Важно соотношение кальция с фосфором в пище 1:1,5. Суточная потребность организма ребёнка в кальции составляет 1100мг, а в фосфоре – 1650мг. Дефицит кальция вызывает изменения в деятельности нервной системы, кариес зубов, в тяжёлых случаях – повышенную ломкость костей. Фосфор необходим для развития костной системы, участвует в обмене белков, жиров, углеводов. Наиболее богаты фосфором яичный желток, мясо, рыба, сыр, овсяные хлопья и гречневая крупа. Натрий – один из основных регуляторов водно-солевого обмена. Основной источник натрия- поваренная соль –частично поступает с продуктами животного происхождения- рыбой (особенно морской) и сырами. Железо – основная часть гемоглобина крови, переносящего кислород к клеткам и тканям; участвует в окислительно – восстановительных процессах, особенно интенсивных в детском возрасте. Много железа в яичном желтке, мясе, рыбе, крупах (овсяной, перловой, гречневой. Медь участвует в процессах кроветворения. Дефицит меди может привести к замедлению роста и малокровию. Бобовые ,гречневая и овсяные крупы, яйца и рыба наиболее богаты медью. Фосфор входит в состав зубной эмали, важен в период интенсивного роста костной ткани. Продукты моря, мясо и хлеб богаты фосфором. Витамин В3 необходим для нормального жирового, углеводного и белкового обменов. С участием витамина В3 осуществляется образование гемоглобина, функциональная активность желез внутренней секреции (надпочечников и щитовидной железы) и нервной системы. При дефиците витамина В3 в организме могут развиться невриты, нарушиться пигментация кожи и функция щитовидной железы. Значительные количества витамина В3 содержат пивные дрожжи, печень, почки, скумбрия, треска, сельдь, рис, горох, овёс, кукуруза, бобы. Витамин В12 вместе с витамином В9 регулирует процессы кроветворения. Витамин В12 влияет на белковый обмен, стимулирует процессы роста и развития растущего организма. При дефиците витамина В12 в организме нарушаются процессы кроветворения. Основные источники витамина В12 – продукты животного происхождения: говяжья печень, почки, скумбрия, камбала, печень трески, говядина. Надеемся, что памятка о пользе море продуктов будет не только интересна , но и поможет организовать правильное питание вашего ребёнка.
Аннотация работы. Часть программы («Две недели» или «Формула правильного питания»), используемая автором
«Две недели в лагере здоровья» Темы программы, используемые автором
«Дары моря» Возраст учащихся, для которых предназначена конкурсная работа
8-10 лет Название организационной формы (форм)конкурсной работы: проект, праздник, конкурс, игра и т.д.
Конкурс «У каждой рыбы своя изюминка» Где была реализована конкурсная работа (внеклассная работа, учебная деятельность, внешкольная работа)
Внеклассная работа Какие образовательные и воспитательные задачи позволяет решать
-актуализировать знания учащихся о компонентах здорового образа жизни; -заинтересовать учащихся изучением вопросов здоровья; -воспитывать правильное отношение к своему здоровью и питанию как к источнику энергии для организма; -обучение учащихся с помощью игровых форм навыкам работы в команде; -воспитание взаимопомощи и чувства товарищества. В чём заключается новизна и оригинальность конкурсной работы
Часть программы («Две недели» или «Формула правильного питания»), используемая автором
«Две недели в лагере здоровья» Темы программы, используемые автором
«Дары моря» Возраст учащихся, для которых предназначена конкурсная работа
8-10 лет Название организационной формы (форм)конкурсной работы: проект, праздник, конкурс, игра и т.д.
Конкурс «У каждой рыбы своя изюминка» Где была реализована конкурсная работа (внеклассная работа, учебная деятельность, внешкольная работа)
Внеклассная работа Какие образовательные и воспитательные задачи позволяет решать
-актуализировать знания учащихся о компонентах здорового образа жизни; -заинтересовать учащихся изучением вопросов здоровья; -воспитывать правильное отношение к своему здоровью и питанию как к источнику энергии для организма; -обучение учащихся с помощью игровых форм навыкам работы в команде; -воспитание взаимопомощи и чувства товарищества. В чём заключается новизна и оригинальность конкурсной работы
Дополнительные источники информации. 1.Газета «Сладкоежка» №3 2006г, №2 2006г, №1 2006г, №8 2005г. 2. Газета для гурманов «Стряпуха» №11 2008г, №7 2007г. 3. Уроки этикета С.А.Насонкина 4.Классные часы 1-4 классы Н.И.Усцова 2008г 5.Газета для педагогов ПедСовет №6 2002г; 6.Блюда из микроволновой печи И.Родионова 7. Большая энциклопедия для школьников 8.Как себя вести Ийна Аасамаа 9.Приём гостей С. Лыба 10.Книга о вкусной и здоровой пищи А.А.Покровский
Подготовительная работа. 1. Викторина «Рыбная викторина» В викторине приняли участие учащиеся 3-4 класса. Победители каждого класса стали участниками финального конкурса «У каждой рыбы своя изюминка». Ребята получили домашнее задание: выбор названия команды (связанное с обитателями моря); придумать эмблему; представление; рассказать о «своём »животном: где живёт, чем питается, их польза для организма или полезные свойства. Родители, принимающие участие в конкурсе готовили презентацию блюда и само блюдо. 2.Общешкольное родительское собрание «Здоровое питание младших школьников». На родительском собрании выступил медицинский работник, Ермоленко Н.В. Она познакомила родителей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни ребёнка. Родителям были вручены памятки «Польза море продуктов для детского организма». 3.Библиотечный час. Знакомство с морскими обитателями. Просмотр видеофильма «Мидии. О богатствах Белого моря». Ребята 3-4 классов получили задание составить книги рецептов и подобрать материал о пользе тех или иных море продуктов для организма человека.